Обратный звонок RedConnect

Как настроить фрикционный тормоз катушки

Опубликовано: 08.04.2019 17:10

Фрикционный механизм – важнейший элемент безынерционной катушки, который предназначен для того, чтобы сгладить резкие и критические нагрузки, возникающие в процессе ужения. Он предотвращает обрыв лески или поломку снасти при поклевке рыбы, ее рывках во время вываживания либо при контактах оснастки с корягами, водорослями и прочими препятствиями, лежащими на дне водоема.

Каждому спиннингисту очень важно научиться грамотно настраивать фрикционный тормоз. Умение пользоваться фрикционом подчеркивает зрелость рыболова, его способность управлять снастью, не допуская обрыва оснастки или схода рыбы с крючка.

Настройка фрикциона перед рыбалкой

Классическая спиннинговая катушка с передним расположением фрикционного тормоза

Плавная настройка фрикциона и мягкий ход катушки позволяют применять тончайшие поводки в фидерной ловле

Каждая снасть имеет свой предел. У лески есть максимальная разрывная нагрузка, спиннинг также может сломаться от резкого рывка или превышения допустимой силы, прикладываемой к нему. Потому вся надежда ложится на фрикционный механизм и его правильную настройку.

Существует два диаметрально противоположных граничных варианта неправильной настройки фрикциона:

• когда он перетянут;
• когда он слишком расслаблен.

Если фрикционный механизм перетянуть, зажав регулировочную гайку на максимум, то, при прикладывании нагрузки свыше допустимой, порвется леска. Худшим исходом является поломка удочки, которая может случиться, когда разрывная нагрузка нитки превышает предельную нагрузку удилища.

Если фрикцион не «дожат», то он будет срабатывать, когда этого не требуется. Например, во время заброса и проводки, не даст выполнить качественную подсечку, не позволит осуществить вываживание рыбы, которая запросто может увести оснастку в ближайшую корягу либо водную растительность, запутав ее там.

Опытные рыболовы умеют настраивать фрикционный механизм «на глаз». Они хорошо чувствуют свою снасть, потому, приведя боекомплект в рабочее состояние, перед первым забросом просто рукой тянут шнур возле катушки. Затем по ощущениям либо подтягивают, либо расслабляют гайку тормоза. Естественно, в процессе ужения они корректируют силу зажатия, подстраиваясь под ситуацию.

Новичку сложно правильно настроить фрикцион таким способом. Ему можно порекомендовать следовать следующей инструкции:

• Собираем полностью снасть и привязываем приманку;
• Приманку цепляем за неподвижный предмет на берегу, например за большую корягу или торчащие из земли корни дерева;
• Берем удилище так, дабы угол между шнуром и бланком составлял около 90 градусов;
• Затягиваем фрикцион до предела;
• Теперь начинаем плавно прикладывать нагрузку, поднимая удилище. При этом постепенно расслабляем фрикцион.

В катушках с задним расположением фрикционного тормоза замена шпули производится легким нажатием кнопки на самой шпуле

Катушки с передним расположением фрикционного тормоза легче заднефрикционных, поэтому именно они используются на УЛ-снастях

Фрикцион считается нормально настроенным, когда он срабатывает под нагрузкой, равной около 70–80 % от разрывной нагрузки лески. Даже новичок может интуитивно ощутить, когда достаточно ослаблять гайку механизма. При этом шпуля начнет стравливать нитку не под рывками, а под плавным усилием, когда бланк спиннинга будет сгибаться, но не до предела.

Естественно, степень зажатия гайки тормоза зависит от строя бланка удилища, от метода ловли и вида рыбы, на которую ведется охота. Так медленный спиннинг лучше амортизирует рывки хищника, чем быстрая «палка». Потому в удочках «slow» и «moderate» фрикцион больше зажат, чем в прутах «fast» и «extra fast».

Система «байтранер» - так же имеет фрикционный тормоз, хотя его задача несколько иная

При ловле на твичинг, джиг и прочие способы ужения фрикцион следует больше зажимать, чем при ловле приманками, анимируемыми преимущественно равномерно. Также тормоз следует слегка перетянуть, если рыбалка ведется вблизи водорослей или коряжника. Это позволит минимизировать возможность для рыбы «юркнуть» под укрытие, запутав снасти.

Немаловажно учитывать и вид рыбы, за которой ведется охота:

Окунь имеет слабые мягкие губы, потому тормоз лучше не дотянуть, дабы не дать полосатому разбойнику порвать рот в момент вываживания.

У судака костистая пасть. Чтобы ее пробить, надо совершить мощную уверенную подсечку. Это возможно, когда фрикцион будет перетянут.

Голавль и форель при атаке на приманку совершают резкий хлесткий рывок. Даже растяжимая мононить и мягкий спиннинг не всегда «успевают» среагировать на подобную поклевку. Потому фрикцион целесообразно недотянуть.

А вот для щуки подойдет средняя затяжка фрикционного тормоза с усилием до 70–80 % от предельной нагрузки. Как ее добиться, рассказано выше.

Подстройка тормоза при вываживании

Опытный рыболов, словивший не одну сотню рыб, хорошо знает, как важно контролировать силу срабатывания фрикциона в момент вываживания. Умение быстро ориентироваться в ситуации приходит со временем, после досадных сходов и обрывов лески, но через это проходят все.

Каждая рыба ведет себя по-разному. Потому определив, кто оказался на том конце снасти, можно умело регулировать тормоз, уверенно подводя добычу к себе:

• Щука часто поднимается к верху, выходит на свечу, трясет головой. Как только появились предпосылки к такому развитию событий, надо ослабить тормоз.
• Судака ловят в крепких местах, потому слегка пережатый фрикцион не только обеспечивает мощную и жесткую подсечку, но и позволяет форсировать вываживание, не дав рыбе опомниться и уйти под спасительную коряжку.
• Окуня всегда вываживают на расслабленном фрикционе.
• При ужении форели и голавля после первых ярых рывков рыбы тормоз слегка поджимают, чтобы рыба слишком не разгулялась. Подведя ее к берегу, следует снова ослабить гайку фрикциона, поскольку могут последовать последние отчаянные броски, которые приведет к сходу либо обрыву снасти.

В целом с фрикционным механизмом нужно работать постоянно, то подтягивая, то ослабляя его. С опытом рыболов начинает понимать свою снасть, осуществляя подстройку интуитивно, ориентируясь по ситуации.